Тайна сокровищ "Черного принца"

Эта история началась в самый разгар войны Российской империи против Турции на защиту, которой, а также своих торговых интересов немедленно стали Англия и Франция. В 1854 году англо-французские союзники вторглись в Крым, и началась печально известная Крымская война. На протяжении трех лет героически сопротивляющиеся войска Российской империи шаг за шагом отступали под знаком технически более подготовленного и прекрасно вооруженного противника. Но и союзникам эта война приносила ни одни победы. Английским и французским кораблям приходилось вести военные действия далеко от своих баз. Для дополнительной мотивации матросам и офицерам в анлийской армии платили золотом. Все грузы в действующую армию доставлялись исключительно морским путем через Средиземное, Мраморное, а затем Черное море. Именно по этому маршруту чез свой мирный груз только что спущенный на воду в 1853 году с английских верфей и зафрахтован британским правительством корабль "HMS Prince".

В тот страшный день 27 ноября 1854 года на Черном море разразился беспощадный шторм. Меньше чем за один час на рейде Балаклавском бухты погибло 27 кораблей флота Его Величества. Это была самая ужасная катастрофа союзнических войск за всю Крымскую кампанию. "Черный принц" после столкновения со калами раскололся и затонул в течение 10 минут. Только шести морякам из 150 человек удалось спастись.

 По некоторым подсчетам золото, находившееся на борту английского парохода "Черный принц", равнялась сумме около 500 тысяч фунтов стерлингов. Народ ринулся на поиски. Поисками сокровищ "Черного принца" занимались кладоискатели США, Норвегии, Франции, Германии и Испании, но они были безрезультатными. В 1923 году в советской России голод. Чтобы спасти людей нужно было продовольствие и деньги, много денег.

Поиски "Черного принца" начались 09 сентября 1923 года. На рейде Балаклавы работали военные тральщики, также были привлечены баржа "Билиндер" с лебедкой и буксирный катер. Дно было обследовано металлоискателями. С помощью гидроплана и аэростата проводилась детальная фотосъемка грунта.

 Со дна бухты были подняты сокровища принадлежащие другим британским судам. Но золото найдено не было. В 1928 году в дело вмешалась крупнейшая японская водолазная компания "Shinaki Kogioesio Limited". Фирма изъявила желание тоже поискать  "Черный принц" и его клад. Разрешение вскоре было выдано за большие деньги и японцы немедленно приступили к подводным работам.

Через несколько месяцев японцы находят металлический корабль, а рядом золотой английский соверен 1821 года чеканки. Именно такие были на борту "Черного принца". С удвоенными усилиями они продолжают поиски, не пропуская ни одного квадратного сантиметра дна. В итоге было поднято всего семь золотых монет, четыре из которых были отданы ОГПУ, а три забрали себе. Сразу после поисков глава корпорации официально заявил, что найденный им корабль действительно "Черный принц", но не привел ни одного доказательства этому.

После окончания работ в Балаклаве участников экспедиции развезли по разным проектам, чтобы они больше никогда не встречались. Об операции забыли. Может потому что водолазы ОГПУ всё же нашли золото. На этот счет имеется одно косвенное доказательство. В 1936 году вышла повесть "Черный принц". В книге указаны точные даты, фамилии и некоторые детали. Автором сенсационной книги был Михаил Защенко. Писатель вел себя не как сатирик, а как дотошный следователь. И он действительно работал с секретными материалами. Можно предположить, что классик работал по заказу разведки, ведь их игры неисповедимы.

Существуют и другие версии. Английские корабли оставались еще в Крыму около двух лет. За это время злополучное золото "Черного принца", вокруг которого уже полтора века продолжают раскручиваться немысливые догадки и удивительные события возможно, и было поднято у побережья Балаклавы. Вот и молчат англичане второе столетие подряд.

Сравнительно недавно 15 марта 2010 года морские археологи обнаружили остатки легендарного фрегата "Черный принц" затонувшего близ Балаклавы во время Крымской войны. Со дна моря были подняты фрагменты предметов из капитанского сервиза, где была обнаружена эмблема компании - судовладельца, которой принадлежало судно. Такжы были найдены пушечные ядра и остатки медицинского оборудования.

Родилась еще одна версия в этой "Золотой лихорадке": современные историки полагают, что если "принц" и перевозил золото, то выгрузил его в Стамбуле, где находилось интендантство экспедиционного корпуса.