Свято-Климентьевский мужской монастырь. Инкерман.

Инкерман - знаменитый пригород Севастополя, здесь бывают инкерманский камень - плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времен, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер.

Именно здесь в Монастырской и загайтанской скалах в средние века возник пещерный монастырь. Он хорошо виден со стороны трассы Севастополь-Симферополь.

Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента - римского эпископа с 92 по 101 год, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне - Севастополь) и претерпевшего  здесь в 101 году мученическую кончину. Мощи святого Климента, обретенные чудесным образов через год после его кончины находились в Херсонесе до Х века, и хранились сначала в подводном гроте (место обретения), доступ куда открывался один раз в год, в день смерти праведника, когда море отсупало, потом на маленьком островке (ныне - остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание руками ангелов, была построена церковь

Рядом с этой Святыней, под защитой возникшей здесь в VI веке грозной крепости, и возник в VIII - IX векеах пещерный монастырь. Однако, после захвата в 1475 году крепости турками, монастырь постепенно пришел в упадок.

Возрождение обители  произошло после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия была открыта в 1850 году, и просуществовала здесь до 1926 гда, когда была закрыта советской властью.

15 октября 1852 года была освященс церковь во имя священномученника Климента (ьывший Георгиевский храм). Предание утверждает, что сам Климент вырубил этот храм в скале. Церковь имела форму базилики, два ряда колонн (частично сохранились) делили храм на три нефа. К церкви ведет коридор, в котором вырубленны каменные скамьи. В аспиде сохранился двухступенчатый ситрон, в центре которого останки горнего места. Над ним в стене - ниша для запрестольного образа. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге.

В 1857 году была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д.М.Стурков (1827-1899). Занимаясь восстановлением храма святого Климента он покрыл потолок серебрянной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле, алтарную часть которого прорубили в скале. Он был освящен в честь великомученника и целителя Пантелеимона.

В 1905 году в обители появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя священномученика Димитрия Солунского. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца. Церковь, крестообразная в плане, имела два предела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радосте". Храм устроили на месте древней Софийской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря.

К  1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу.

Древний монастырь в разное время посещали члены царской семьи: Екатерина II, князь Алексей Александрович, Александр III, великая княжна Мария Александровна, великий князь Алексей Михайлович.

В годы гражданской войны монастырь поддерживал белую армию барона Врангеля. После установления советской власти в Крыму земли монастыря были национализированы и переданы трудовой артели деревни Инкерман, куда вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. В 1922 году для борьбы с голодом из нихизъяли 68 серебрянных предметов и передали религиозной общине, которую возглавил архимадрит Венедикт (Чеботарев). Но денег у общины не хватало, чтобы поддержать все храмы.

В 1925 году Инкерманская община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 гду Севастопольским райисполкомом было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Храмы и церковное имущес перешли в ведение Севастопольского музейного объединения.

В монастыре после его закрытия остались жить настоятель архимандрит Венедикт (чеботарев), отец Прокопий (Кочан) и два 85-летних старца отец Герман (Андреевский) и отец Митрофан (Бороздин).

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого). Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это.