Памятник святым преподобным Петру и Февронии Муромским

Легенда

Князь Петр победил "врага рода человеческого", появившегося в Муроме в образе страшного "блудного Змия" - оборотня. Святой сразил его легендарным Агриковым мечом, но от ядовитых капель крови дракона Петр тяжело заболел. Спасла его от страшного недуга мудрая дева Феврония из деревни Ласково (под Рязанью). Князь обвенчался с ней в Муроме, но гордые бояре и завистливые их жены не желали иметь княгиню из простого звания. Раз за трапезой обвинили они княгиню за то, что крошки хлебные собирала она со стола. Но когда святая открыла ладонь, то "...абие посыпался у нее из рукава и фимиам и ладон, и поиде благоухание по всей полате, и просветися лице ея пачи меры". Когда же бояре потребовали выгнать Февронию, Петр последовал за своей изгнанной супругой. Утешая печаль супруга, Феврония показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в цветущие пышные деревья.

Вскоре град Муром постиг гнев Божий, многие погибли в боярской междоусобице и народ потребовал возврата законных правителей. Князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце земной жизни благоверные супруги одновременно принимают монашеский постриг, получая новые имена - Давид и Евфросиния, завещают положить их в единой каменной гробнице. Феврония перед кончиной шила золотом воздух и хотела закончить работу, но когда третий раз известил брат Давид свою возлюбленную сестру о том, что уже отходит, она обернула нить об иглу и воткнула в свою работу. Перестала тянуться золотая нить, с ней престала и земная жизнь Евфросинии.

Муромский Свято-Троицкий женский монастырь,
в котором хранятся мощи Благоверных Петра и Февронии.

Муромцы же убоялись положить монашествующих в едином гробе. Наутро святые оказались вместе. И вновь их разлучили. Чудо повторилось. На этот раз люди "положиша их во едином гробе". "И начаша в той час слепые прозирати, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелени быша".

Идеал супружеской пары

Святые Петр и Феврония, благодаря их неординарному житию, воспевающему "союз любви, мудрый брак", известны всему миру. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют "жемчужиной древнерусской литературы" (Д.С.Лихачев).

Троицкий собор (1643г.) в Муроме. 19 сентября 1992 года в собор были торжественно
перенесены мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии.

Кто такие Петр и Февронья?

Церковное предание отождествляет Петра и Февронию (Давида и Евфросинию) с муромским князем Давидом Юрьевичем (Георгиевичем) и его супругой. Давид Юрьевич неоднократно упомянут в летописях. До 1204 года этот князь жил в Муроме при своем брате - муромском князе Владимире Юрьевиче. Правил князь Давид с 1204 до 1228 года. Характер деятельности Давида Юрьевича не противоречит образу святого князя по житию. Этот князь известен своей миротворческой деятельностью (отказ от Пронска, уличение рязанских князей перед Всеволодом). Те политические события, что описаны в житии (изгнание князя), как раз характерны для того времени, когда княжил Давид. То, что в летописях осталось имя Давид, а не Петр (светское), можно объяснить тем, что у русских князей часто было по два христианских имени, а при пострижении в схиму нередко возвращали первое христианское имя.

Канонизация

Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. До советского времени их мощи хранились в муромском соборе Рождества Богородицы.

Вид Богородицкого собора в Муроме и перенесение святых мощей угодников
Божиих Муромских чудотворцев Петра и Февронии 11 июня 1878 года.

Современность

8 июля 2013 г. в г. Краснодаре торжественно открыт памятник святым преподобным Петру и Февронии Муромским работы заслуженного художника РФ, скульптора Сергея Михайловича Исакова. Бронзовые 3.5 - метровые фигуры Петра и Февронии и порящий над ними ангел стали украшением столицы Кубани. Сооружения этого памятника являются реализацией в Краснодаре общенациональной программы "В кругу семьи". Она предлагает возведение по всей России скульптур святых Петра и Февронии, покровительствующих семейным ценностям.