Лик Христа в Архызе

В мае 1999 года научные сотрудники Нижне-Архызского музея-заповедника проводили археологическое обследование хребта Мицешта, который своими лесистыми отрогами возвышается над Нижне-Архызским городищем. Район обследования был выбран не случайно, так как именно здесь, по сообщению местных жителей Сергея и Анатолия Варченко, видели какую-то икону. Лишь в самом конце светового дня, после долгих утомительных поисков, когда нужно было уже спускаться вниз, она была найдена. На вертикальной скале неярко белел лик Христа, при первом же взгляде на который стало ясно - это работа Мастера!

Открывающаяся глазам картина потрясает. Прямо на вас из небольшого скального грота, сложенного из песчаника, смотрит лик Иисуса. Размер рисунка примерно 140 на 80 сантиметров. Стена, на которой находится изображение, сверху прикрыта горизонтальным козырьком, препятствующим попаданию дождевой воды. Грот сухой и хорошо прогревается солнцем.

Лик очень похож на знаменитую синайскую икону Христа Пантократора, которая, по весьма распространенной версии, была написана с лика, проступившего на Туринской плащанице. Сходство Архызского лика с ликом, запечатленным на синайской иконе, подтверждает и главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа Борис Сапунов. Ранее он проводил сравнение синайской иконы с изображением на Туринской плащанице и нашел, что в изображении двух ликов имеется как минимум 45 совпадений. По словам Сапунова, Архызский лик в свою очередь имеет гораздо больше совпадений с синайской иконой.

Спаситель со скалы смотрит точно на восток, и если провести условную линию, она пройдет как раз через Северный храм Нижне-Архызского городища. Именно в нем в начале Х века аланы проходили обряд крещения. Кстати, древнехристианские храмы сохранились здесь до наших дней практически в своем первозданном виде.

Как же лик Спасителя мог появиться в глухих лесистых горах Карачаево-Черкесии, где доминирующей религией всегда считался ислам? У историков на сей счет есть свое мнение. Скорее всего появление лика связано с древним городищем, расположенным у подножия хребта Мицешт на другом берегу реки Большой Зеленчук.

Дело в том, что в непосредственной близости от Нижне-Архызского городища пролегал Великий шелковый путь. По нему вместе с торговым людом двигались и миссионеры, которые несли знамя христианства из Византии в соседние государства. Пик миссионерской деятельности приходился, по сведениям многочисленных источникв, на VIII-IX века нашей эры. Так, Нижне-Архызское городище стало центром Аланской епархии, форпостом византийского влияния на Северном Кавказе. Современные исследования "аланской переписки" патриарха Константинополя Николая Мистика помогли ученым установить дату крещения Алании. Это произошло в 916 году в Северном храме Нижне-Архызского городища, которое стало средоточием христианских древностей.

Исследования показали, что икона была написана способом яичной темперы. Эта техника была распространена в Византии в Х веке.