п. Кореиз. Дворец "Дюльбер"

На рубеже двух веков XIX и XX в Мисхоре, где счастливо сочетаются целительный климат, теплое море, живописные горы и роскошная растительность, были построены дворцово-парковые ансамбли в имениях Великих князей Романовых Александра Михайловича — «Ай-Тодор», Николая Николаевича — «Чаир», Георгия Михайловича — «Харакс», Дмитрия Константиновича — «Кичкинэ», Петра Николаевича — «Дюльбер».

Мудрые греки еще в пятом веке до нашей эры  выделили самое теплое место в Крыму — от Фороса до Гурзуфа. В центре его — Мисхор — по-гречески серединное место, а в центре Мисхора дворцово-парковый комплекс «Дюльбер». Дворец построен в романтическом, мавританском стиле. Купола, михрабы, надписи на арабском языке подчеркивают восточный колорит архитектуры, а ослепительная белизна здания отчетливо выделяет его на фоне Главной гряды Крымских гор. Могучие стены дворца — молчаливые свидетели исторических событий, бушевавших здесь почти столетие назад. Именно здесь пребывали «до особого распоряжения» советского правительства великие князья Романовы с семьями и вдовствующая императрица Мария Федоровна с дочерью Ольгой Александровной.

Дворец «Дюльбер» поражает воображение и приковывает к себе внимание с первого взгляда. Белоснежное здание с серебристыми куполами, башенками, зубчатыми стенами резко выделяется на фоне Главной гряды Крымских гор. Арочные окна, синий орнамент, цветная мозаика, михрабы, надписи на арабском языке подчеркивают восточный колорит архитектуры. Дворец кажется прекрасным видением из сказок Шахеризады. И название его переводится с арабского как «прекрасный», «великолепный». Над главным входом высечено арабской вязью: «Да благословит Аллах вошедшего сюда».

Рассматривая стилевые особенности дворца, академик Н. П. Кондаков замечает: «Трудно было бы определить, в каком собственно стиле это сооружение построено, так как его главные части отвечают своими этажами обычным европейским нуждам — в его комнатах, жилых помещениях полно всякого европейского комфорта. Но так как главные декоративные части: входы, террасы, плоские крыши, покрытия куполов, боковая башня, форма дверей и окон и вообще всякая орнаментальная часть дворца напоминает сарацинские здания Египта и Сирии, то можно было бы без особой погрешности назвать дворец арабским или, вернее, <... > сарацинским. Этот стиль издавна составляет предмет изучения для самого высокого владельца Дюльбера, как стиль необыкновенно оригинальный, глубокий, полный поэтического изящества». Во дворце более чем 100 комнат и помещений. Путем компоновки на фасадах здания различных архитектурных деталей и украшений его продолговатая форма обрела пластичность и завершенность, а сами фасады — неповторимую индивидуальность. Много внимания уделялось декоративному убранству: оформлению входов, оконных проемов, балконов, декорированию дверных полотен. При выполнении отделочных и декоративных работ автор строго следовал сарацинскому стилю Египта и Сирии. Этот стиль очень импонировал князю, и он считал его поэтически изначальным для создания неувядаемой и чувственной красоты архитектурных творений. Каменная ниша сохранила медальон с исторической надписью: «1897, октябрь. Великий князь Петр Николаевич, Великая княгиня Мелица Николаевна и их дети — Великие княжны Марина Петровна, Надежда Петровна, Великий князь Роман Петрович присутствовали при освящении дворца Дюльбер».

Дворцовый комплекс окружает небольшой прекрасно ухоженный старинный парк — это настоящий ботанический сад в миниатюре. Создавал его Вавилин, человек, обращающийся с деревьями и растениями как с людьми. В парке много редких экземпляров, некоторые из них могут существовать только в Крыму.