Республика Северная Осетия - Алания

Северная Осетия, как и любая другая кавказская республика, - маленькая, но гордая, полностью укомплектованная скалистыми горами, ледниками, бурными реками, оригинальной кухней, заковыристыми обычаями и хитро закрученной историей со сложными взаимоотношениями родов и племен. Осетия - часть России, но настолько своеобразная, что кажется другой страной. Осетины так и говорят: «у нас» и «в России».

«У них» одинаковые фамилии - не совпадение, а дальнее и давнее родство, уходящее в глубину веков. Настоящий осетин помнит своих предков до седьмого колена, почитает святилище рода и фамильный дом в полузаброшенном горном селе, периодически ездит навестить то, что осталось от жилища прадедов. Он здоровается с каждым встречным, поясняя: «Это мой троюродный брат - в гости зовет… А это мой хороший друг, друг моего отца и моей семьи - в гости зовет...». Причем в гости здесь зовут от души, не для проформы. Барана зарежут, на стол поставят все, что есть в доме. Потому что друг моего друга - мой друг.

Любой осетин, даже если он спустился на равнину, сердце оставил в горах. Бесчисленные осетинские ущелья отличаются друг от друга, как книги разных писателей. По пяти хребтам бегают лисы, дикие коты, кабаны, туры и барсы. Реки, которые весной чуть выше щиколотки, в разлив способны снести бетонные блоки. И там, на краю обитаемого мира, выше орлиных гнезд и чуть ниже неба, можно вдруг наткнуться на этнографический музей и его владельца, который в Швеции жил, но вернулся на родину, и вот теперь сохраняет то, что осталось от старого горского быта.

МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Осетинские традиции - дремучий лес не только для приезжих, но порой и для самих осетин. Все крупные празднования: кувды, свадебные торжества, похороны - подчинены сложным ритуалам. Любое застолье следует определенному сценарию, а нарушать правила невежливо. Если путешественник впервые попадает на осетинский пир, стоит заранее проконсультироваться со знающим человеком, желательно осетином, еще лучше - жителем того села, где проходит праздник. Обычаи разных местностей могут отличаться в деталях.

Религия в Северной Осетии - повод для отдельного разговора. Подавляющее большинство осетин являются православными христианами. Но это очень своеобразное христианство: оно сплавлено с местными языческими верованиями, сохранившимися с древних времен. Найти в Осетии православный храм привычного для европейца вида можно только в крупных городах. В селах вместо церквей с крестами на куполах оборудованы святые места, где по большим праздникам проводятся ритуальные пиры-кувды. Эти пиры заменяют традиционные православные богослужения. Вместо молитв - тосты. Первый - за Большого Бога, второй - за Уастарджи, осетинскую инкарнацию Георгия Победоносца. Здесь почитают бога лесов Афсати. Каждый осетинский охотник перед походом в лес возносит молитву этому покровителю диких животных.

ИСТОРИЯ

Осетины - потомки древних аланов, сарматов и скифов. В настоящее время осетины большей частью населяют северный и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально - это Республика Северная Осетия - Алания и Республика Южная Осетия. То есть, в обеих частях Осетии живёт единый народ, с одними и теми же культурой и языком.