Рекомендации по безопасности при верховой езде

Выполнение техники безопасности

На всех конных маршрутах обязательно:

Маршруты конных походов и прогулок проходят по малонаселенным территориям, лишенным благ цивилизации. Турист должен быть готов к путешествию, походным условиям и разной погоде, знать правила общения с лошадью. Отправляясь в конное путешествие, нужно не забывать, что лошадь в первую очередь живое существо, в походе - средство передвижения и перевоза груза, поэтому требует особо бережного к себе отношения.

Организатор конного тура оставляет за собой право на прекращение или сокращение маршрута для отдельных участников или всей группы в случаях: самовольных действий туристов, нарушающих правила безопасности; грубого, пренебрежительного отношения к лошади; несоблюдения правил общественного порядка; проявления неуважения к местному населению и достопримечательностям района; другие объективные причины.

Во время верховой езды соблюдайте правила:

  1. Обращайтесь с лошадью спокойно и ласково.
  2. Не оставляйте лошадь без присмотра (особенно посёдланную) и не бросайте повод.
  3. Не подходите к лошади сзади.
  4. Садитесь на лошадь, убедившись, что близко от вас нет других лошадей и всадников и вы никому не помешаете.
  5. Перед тем, как сесть верхом на лошадь, обязательно проверьте, достаточно ли подтянуты подпруги седла.
  6. При езде в группе друг за другом СОБЛЮДАЙТЕ ДИСТАНЦИЮ, - расстояние между всадниками должно быть около двух корпусов (лошади).
  7. Если лошадь упрямится, проявляйте терпение и спо­койную настойчивость, не забывайте похвалить, огладить, как только она послушается.
  8. Сидя на лошади, не дёргайте резко и грубо за поводья, а управляйте ими мягко и спокойно.
  9. Во время езды будьте внимательны, держите контакт с лошадью - не распускайте поводья, особенно на рыси и галопе.
  10. Никогда не наматывайте на руку повод.
  11. Если во время работы или на прогулке вы решили дать лошади попастись, полностью ослабьте подпруги, - чтобы между подпругой и туловищем проходила ребром ладонь. Иначе лошадь может "заподпружиться".
  12. Речки переходят вброд только шагом. Старайтесь точно следовать за впереди идущим всадником или инструктором, не отклоняясь в стороны - так как рядом с мелким местом могут оказаться ямы.
  13. Следите за высотой ветвей, когда проезжаете по лесным дорогам и тропинкам. Уклоняйтесь от них, пригибаясь к шее ло­шади, но не назад. Проходите между деревьями в местах, где хватает места для прохода лошади со всадником. Помни­те, что лошадь рассчитывает только на себя и, доверяя ей в выборе дороги, Вы можете получить серьезную травму.
  14. Если лошадь остановившись бьёт передней ногой, опускает голову, нюхает землю, немедленно поднимите ей голову и энергично посылайте вперед, - лошадь собирается лечь под всадником.
  15. Если лошадь понесла, откиньтесь назад и энергично наберите повод, действуя руками поочередно. Приём "пиления" болезнен для рта лошади, пользоваться им следует только в экстренных ситуациях. Далее останавливайте ее в движении по кругу (на вольту), постепенно сокращая его радиус.
  16. Слезая с лошади, освободите стопы - бросьте сразу оба стремени.

Что должен знать начинающий всадник? 

Лошадь — животное сильное, умное, ласковое и, вме­сте с тем, от природы очень пугливое. Испугавшись вне­запного шума, резкого движения, незнакомого предмета, она может случайно ударить или укусить человека. Добронрав­ные лошади обычно послушны даже новичкам. Однако нужно быть готовым и к встрече с животным ленивым, хитрым и даже озлобленным.Но не только лошадь может причинить неприятности человеку. При неправильном уходе, седловке, езде и всад­ник может серьёзно травмировать своего друга, надолго вывести его из строя. Поэтому начинающим так важно знать правила техники безопасности и езды и неукоснительно следовать им.

Запомните, что получив лошадь для езды, всадник от нее отойти уже не может. Все дела нужно сделать заранее и все необходимое для езды взять заранее.

Начиная движение в седле, нельзя крутить лошадь на месте, так как этим можно вызвать растяжение или как говорят "сплечить лошадь". Повороты и развороты осуществляются только в движении. Если лошадь стоит головой в сторону, противоположную необходимому направлению, сначала нужно продвинуть лошадь туда, куда она смотрит, а уж потом на ходу начать плавный поворот.

Всадник, готовясь к посадке, отходит со своей лошадью на достаточное расстояние от других лошадей (4-5 м), чтобы они не начали "выяснять отношения". Перед посадкой необходимо не забыть проверить подпруги и если требуется подтянуть, проверить длину стремени и подогнать под себя (повод из рук не выпускается). Чтобы сесть на лошадь, необходимо закинуть ей повод на шею, встать полубоком у левого плеча лошади, вставить в стремя левую ногу, взяться руками за луки седла (не выпуская повода из рук), оттолкнуться правой ногой от земли и сесть в седло.

Сев на лошадь, всадник занимает свое место в смене, соблюдая дистанцию между лошадьми - два корпуса лошади. Движения смены начинается только после команды инструктора. Когда все участники конной прогулки находятся на лошадях и построились в смену.После окончания конной прогулки и возвращения смены всадники останавливают лошадей, бросают оба стремени (освобождают обе ноги) и спрыгивают.

Посадка

Перед посадкой на лошадь проверяют натяжение подпруг, если это нужно, подпруги подтягивают. Запрещается посадка на лошадь с правой стороны.

Садиться в седло надо мягко, не плюхаясь, иначе можно повредить лошади холку и спину. Первое, чему нужно научиться, - сохранять равновесие, не цепляться в отчаянии за гриву, не сжимать конвульсивно шенкелями бока лошади. Всадник должен сидеть в середине седла. Колено свободно опущенной вниз ноги должны плотно прилегать к крылу седла. Стопа должна обеспечивать легкий упор в стремя, носок должен быть всегда приподнят (быть выше пятки) и смотреть по направлению движения, а не в сторону. Пятка всегда должна быть опущена вниз. Корпус ездока прямой, поясница слегка прогнута и не напряжена, плечи развернуты и не напряжены, шея свободна и не напряжена. При такой посадке центр тяжести человека максимально приближен к центру тяжести спокойно стоящей лошади.

Повод

Для выполнения поворота необходимо немного набрать на себя соответствующий повод, изменяя положение кисти и смещая ее в сторону поворота.

Повод не является предметом, посредством которого нужно держаться на лошади, т.к. повод соединяется с трензелем, т.е. с железом, находящимся у лошади во рту.

Основное назначение повода - тонко управлять лошадью, при любом разборе повода. Работа повода должна быть мягкой, деликатной и тонкой, но настойчивой и постоянной.

Недопустимо:

- Повисание всей тяжестью ездока на поводе.

- Резкие рывки - удары на себя двумя руками одновременно.

- Резкое передергивание разными руками попеременно - "пиление".

- Монотонное, одновременно двумя руками, "тупое" затягивание повода на себя. Ездок, постоянно работая пальцами и кистями, все время поддерживает мягкую устойчивую связь со ртом лошади. Повод должен быть "свободным", но не провисшим, обеспечивая постоянный легкий контакт со ртом.

Движение лошади 

Все движения лошади начинаются от задних ног. Передние ноги при движении служат опорой. Различают пять видов движения, которые называются аллюрами: шаг, рысь, галоп и иноходь.

Шаг - движение в четыре темпа, когда лошадь поочередно переставляет заднюю правую (левую) - переднюю левую (правую) - заднюю левую (правую) - переднюю правую (левую). Примерная скорость движения - 1 км за 10 минут, или 6 км за 1 час. Отчетливо слышны 4 последовательных удара копыт о грунт.
Рысь - движение в два темпа, когда лошадь выносит одновременно обе ноги одной диагонали: задняя правая (левая) - передняя левая (правая), попеременно меняя правую и левую диагонали. Примерная скорость движения - 1 км за 5 минут, или 12 км за 1 час. Слышны два последовательных удара копыт о грунт.
Иноходь - лошадь одновременно выносит параллельную пару ног. Всаднику при таком аллюре сидеть удобнее, чем на рыси. Прирождённые иноходцы встречаются редко.
Галоп - движение в 3 темпа, когда в первом темпе лошадь ставит под живот левую (правую) заднюю ногу и переносит на нее всю тяжесть корпуса, а остальные 3 находятся в воздухе, фазе "подвисания".Карьер - самый быстрый аллюр. Тело лошади ритмично сгибается в пояснице. Задние ноги выбрасываются перед передними. Лошадь движется почти прыжками.