Древний пещерный город Чуфут-Кале, г. Крым

Время возникновения поселения Чуфут-Кале по различным версиям колеблется от шестого до десятого века. Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму. Фуллы упоминается также в связи с прадревней скито-таврийской библиотекой, вывезенной в Александрию. Возможно, здесь была византийская крепость, под защиту которой сходилось население окрестных сел в лихие дни. Жители со скотом и самым ценным скарбом переживали в городе набеги степняков.

В эпоху господства кыпчаков в Крыму город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. В 1299 году ордынская армия эмира Ногая взяла Кырк-Ер штурмом, и город был разграблен. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

В настоящее время большая часть бывшего города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты и множество жилых домов.